Защита и развитие В. И. Лениным философии марксизма. Дальнейшая разработка В. И. Лениным учения о партии.
Большевики укрепляли партию на прочной идейной основе теории марксизма, обогащенной опытом революции.
В годы реакции на первый план в идеологии выдвинулась защита марксистской философии, теоретических основ партии, ее мировоззрения. Это определялось рядом причин.
Наступление реакции шло и на идеологическом фронте. Буржуазные ученые, писатели, журналисты на все лады «опровергали» марксизм, и в первую очередь его философские основы. Диалектический материализм объявлялся устаревшим, а религия признавалась «высшим достижением» человеческого духа. Особенно рьяно нападали на марксизм многие бывшие попутчики революции из среды буржуазной интеллигенции. Они оплевывали революцию, восхваляли отречение от нее. Защиту интересов народа они высмеивали как «народопоклонничество», а предательство в отношении народа превозносили как доблесть. Чтобы отравить сознание народа, отвлечь его от революционной борьбы, они широко проповедовали поповщину и мистику, воспевали пессимизм и упадочничество, культивировали разврат.
Идейное разложение проникло и в революционную среду. Часть партийных интеллигентов, считавших себя марксистами, но плохо усвоивших марксизм, отошла от него, скатившись на ревизионистские позиции в философии. Литераторы-меньшевики (Валентинов, Юшкевич) и несколько интеллигентов, находившихся ранее в рядах большевиков (Богданов, Базаров), атаковали коренные положения марксистской философии. Но они выступали не прямо против марксизма, а прикрывались лицемерными заявлениями, будто хотят его «улучшить», «исправить». Некоторые выступили даже с требованием соединения марксизма с религией. Они утверждали, что «социализм есть религия» (Луначарский), что они строят новую и высшую религию будущего. Таких проповедников, пытавшихся придать научному социализму характер религиозного верования, стали называть «богостроителями».
Для борьбы против марксистской философии и проповеди идеализма буржуазные ученые и их подголоски — ревизионисты пытались использовать успехи естествознания, извращенно толкуя их. Дело в том, что в физике и других естественных науках было сделано много открытий, которые ломали веками установившиеся взгляды и представления. Раньше ученые считали атом последней неделимой частицей материи, а химические элементы неизменными. Открытие электрона, радиоактивности показало, что атом делится, а химические элементы изменчивы и могут превращаться один в другой. Старое естествознание считало, что масса тела постоянна и не зависит от того, покоится тело или движется. Изучая электрон, физики установили, что его масса зависит от скорости движения. Были сделаны и другие крупные открытия, в корне изменившие взгляд на строение и движение материи.
Многие ученые не смогли правильно оценить эти открытия. Им казалось, что рушится материя, гибнет сама наука, подрываются основы знания. Стали говорить о «кризисе естествознания». Этим и решили воспользоваться проповедники религии, идеалисты всех оттенков. Они идеалистически истолковали завоевания естественных наук и на этой основе повели наступление па марксистскую философию.
Западноевропейские и русские ревизионисты, последователи австрийского буржуазного философа Маха, стали доказывать, что открытия в естествознании якобы свидетельствуют об «исчезновении» материи, что, следовательно, философский материализм устарел, а диалектика — это «мистика». Свою идеалистическую философию махисты объявили «нейтральной», стоящей над борющимися лагерями в философии — над материалистами и идеалистами. В учении махистов идеализм выступил в особенно утонченном и приглаженном виде.
Таким образом, отсутствие правильного, материалистического обобщения новейших открытий естествознания угрожало самим основам марксистского мировоззрения.
Борьба за идейную чистоту теоретических основ марксизма была тем более настоятельной, что революция подняла к политической жизни огромные слои народа. Многие рабочие, участники революционных боев, вошли в партию. Они начинали знакомиться с марксизмом. Распространение в партийных рядах, в рабочей среде философских взглядов, отрицающих материализм и диалектику, представляло большую опасность, могло нанести непоправимый ущерб идейной закалке членов партии, политическому воспитанию масс. Философия махизма, особенно богостроительство, смыкалась с реакцией в политике. Взгляды философов-ревизионистов приводили к примирению с существовавшими в России порядками, к отказу от борьбы, к «упованию на волю божию». Иначе говоря, ревизионизм в вопросах философии политически обрекал массы на покорность и бездействие.
Необходимость защиты и развития марксистской философии диктовалась также положением в международном рабочем движении. Империализм принес с собой усиление реакции по всей линии. Реакция наступала и на идеологию рабочего класса. Западноевропейские оппортунисты утверждали, что вполне можно примирить марксизм в политике с идеализмом в философии. А в социал-демократических партиях господствовало равнодушие к вопросам теории, терпимое отношение к извращениям марксистской философии. Было забыто, как страстно воевал Энгельс против Дюринга, пытавшегося подменить марксистское мировоззрение рабочей партии эклектической похлебкой. С легкой руки Каутского сложилось убеждение, что философские споры— «частное дело», в которое партия не должна вмешиваться. Борьба против отступничества от марксизма в России была также борьбой против ревизионизма в международной социал-демократии.
Партия рабочего класса сочла своим долгом дать решительный отпор противникам марксистского мировоззрения, научно, философски обобщить успехи естествознания. За выполнение этой исторической задачи взялся В. И. Ленин, написавший книгу «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшую в свет в 1909 году.
Ленинская книга составила целую эпоху в развитии марксистской философии. Ее значение состоит в следующем.
В. И. Ленин отбил все атаки буржуазных идеологов и ревизионистов на философию марксизма. Он раскрыл антинаучный характер всех идеалистических философских школ и доказал их теоретическую несостоятельность. На огромном материале убедительно показано, что научную картину мира дает только одна философия—диалектический материализм, который вооружает человечество знанием наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Только на этой основе можно правильно познать и переделать окружающий нас мир. Ленин разрешил задачу, за которую не брался ни один марксист,— дал марксистское обобщение новейших открытий естествознания. Он разбил попытки врагов марксизма толковать эти открытия идеалистически, в интересах реакционной идеологии. Крутая ломка, происходившая в естествознании, не отрицает материальность мира и материализм, как утверждали махисты, а означает дальнейшее изменение и углубление наших представлений о материи и ее свойствах. Выход из «кризиса естествознания» — только на путях диалектического материализма. Ленинский анализ сущности «кризиса естествознания» и путей выхода из него полностью оправдал себя. Ленинская книга и поныне сохраняет значение методологической основы естественных наук.
В. И. Ленин отстоял и развил марксистский философский материализм, который указал пролетариату выход из духовного рабства. На основе новейших открытий естествознания он развил марксистское понимание материи и обогатил обоснование материальности мира.
В. И. Ленин отстоял и развил учение о познаваемости мира, раскрыл сложность процесса познания, показал его развитие. Человеческое познание постепенно, шаг за шагом дает все более точное знание явлений и законов объективного материального мира. Так, из незнания развивается знание, неполное и неточное знание становится все более полным и более точным. Идеалистическая философия в конечном счете проповедовала капитуляцию науки перед религией. Марксистская философия провозгласила: наука всемогуща, и нет предела ее развитию.
«Ум человеческий,— писал В. .И. Ленин,— открыл много
диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем
свою власть над ней…» (т. 18, с. 298).
В. И. Ленин развил и обосновал марксистский взгляд на практику как основу познания и критерий истины. Наука, знание развиваются и вырастают из практики человечества, из опыта, из производственной и общественной деятельности людей. Только проверенные на практике выводы науки — достоверные знания, имеющие значение объективных истин. Практика непрерывно обогащает и движет науку вперед.
В. И. Ленин отстоял и развил марксистскую материалистическую диалектику, которая имеет первостепенное значение для революционной деятельности пролетариата и его партии. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» показано, что материалистическая диалектика есть самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии. Материалистическая диалектика доказала, что мир не является неподвижным и неизменным. Он непрерывно развивается и обновляется. Источником этого развития являются внутренние противоречия, которые присущи каждой вещи, каждому процессу и явлению. Эти противоречия возникают, достигают определенной степени обострения и затем разрешаются. Умение вовремя разглядеть и разрешить эти противоречия представляет собой великое искусство диалектики.
Важнейшее положение материалистической диалектики о противоречии, единстве и борьбе противоположностей во всяком процессе развития составляет основной закон, или «ядро» диалектики.
«Вкратце диалектику,— говорил Ленин,— можно определить, как учение о единстве противоположностей» (т. 29,
с. 203).
Материалистическая диалектика дает правильное понимание того, как происходящие в природных и общественных процессах постепенные, непрерывные изменения приводят к коренным изменениям, к скачкам в развитии.
В. И. Ленин отстоял и развил исторический материализм — науку о законах развития общества. Он показал, что под слозес-ными вывертами махиста Богданова о бытии и сознании скрывается отрицание объективных законов развития общества. Ленин раскрыл полную научную несостоятельность утверждений махистов, что человеческое общество развивается по законам физиологии или другой биологической науки, а не по своим собственным, ему присущим законам. Зная эти законы, партия предвидит ход развития общества, научно определяет назревающие задачи революционной борьбы и мобилизует народные массы на их разрешение.
В. И. Ленин развил и обосновал принцип партийности философии. Подвергнув всесторонней критике попытки ревизовать философию марксизма, Ленин вскрыл классовые корни ревизионизма. Он наглядно показал, что в борьбе философских направлений находит свое выражение в конечном счете идеология враждебных классов современного общества. Что касается махистов, как и всех сторонников идеализма, то их объективная роль сводится к прислужничеству поповщине и реакции.
В. И. Ленин доказал, что между мировоззрением и политикой партии существует прямая и непосредственная связь.
«…Политическая линия марксизма…— писал Ленин,— неразрывно связана с его философскими основами» (т. 17,
с. 418).
Такая же связь имеется между отказом от философии марксизма и оппортунизмом. Это видно на примере ревизионистов в философии — меньшевиков, являвшихся ликвидаторами в политике, и богдановцев, которые оказались отзовистами в политике и скатились на позиции меньшевизма.
В. И. Ленин обогатил философское учение марксизма, подняв его на высшую ступень применительно к новому уровню науки, чем двинул вперед всю общественную мысль. Его книга «Материализм и эмпириокритицизм» сыграла выдающуюся роль в идейном развитии марксистской партии, в теоретической закалке ее кадров, в защите и развитии ее теоретических основ. На этом произведении воспитывались и воспитываются революционные кадры во всем мире. Борьба Ленина за чистоту марксистской идеологии — образец для деятелей революционного рабочего движения во всех странах.
На совещании расширенной редакции газеты «Пролетарий» в 1909 году ревизионисты в области марксистской философии получили отпор. Совещание решительно осудило богостроительство, как антимарксистское течение. Это решение имело огромное принципиальное значение. Большевики прямо заявили, что партия не может быть нейтральной в вопросах философии и должна тщательно оберегать свое великое идейное богатство — марксизм. Большевики видели одну из важнейших задач партии в неуклонном отстаивании марксистского мировоззрения от всех и всяких посягательств.
Громадное значение в идейной жизни партии имели защита и дальнейшая разработка Лениным марксистского учения о партии. Первая русская революция неопровержимо подтвердила выдающееся значение партии. Впервые в истории марксистская партия наложила могучий отпечаток на ход революции, повела на борьбу миллионы рабочих. Поэтому-то враги рабочего класса и старались уничтожить его партию. В своих трудах периода реакции В. И. Ленин развил марксистский взгляд на руководящую роль партии в борьбе масс. Опыт наглядно показывал, что массы не сразу приходят к пониманию необходимости партии и ее роли в классовой борьбе. Чем сознательнее массы, чем яснее им классовые группировки в обществе, тем глубже они понимают значение партии, тем выше ценят партийность. Буржуазия, стремясь притупить политическое сознание масс, всячески проповедует отрицательное отношение к партийности, всемерно превозносит беспартийность. Буржуазной идее беспартийности марксисты противопоставляют идею пролетарской партийности.
«Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы,—писал Ленин,— а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов, которые являются всегда «вовремя» из господствующих классов для использования «подходящих» случаев» (т. 24, с. 66).
В. И. Ленин отстаивал марксистское понимание исторической роли партии как высшей формы классовой организации пролетариата, учил партию ценить выдающееся значение организации для рабочего движения.
«Сила рабочего класса — организация. Без организации масс пролетариат — ничто. Организованный, он — все» (т. 14, с. 125—126).
Во время революции возникли разнообразные организации пролетариата, охватывавшие различные его слои, обслуживавшие его различные нужды. Вопрос о взаимоотношениях партии с этими организациями стал одним из насущных в рабочем движении России. Буржуазия стремилась оторвать рабочие организации от марксистской партии, противопоставить их партии. Буржуазная агентура в рабочем движении проповедовала «нейтральность» профсоюзов и кооперативов, отстаивала «право» партийного писателя выступать в буржуазной печати как ему заблагорассудится, требовала «независимости» думской фракции или даже главенства ее над партией. Пойти по этому пути означало вытравить из этих организаций классовую сознательность, высшим носителем которой является марксистская партия. Бессознательная организованность, учил Ленин,— бессмыслица, если не хуже, ибо она становится игрушкой в руках врага. Буржуазной идее «независимости» от партии большевики противопоставили марксистский принцип идейно-политического руководства партии всеми остальными организациями рабочего класса.
Революция показала, как велика роль партии в осуществлении гегемонии пролетариата. В. И. Ленин писал: «Пролетариат революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии» (т. 20; с. 308). Осуществление рабочим классом руководящей роли требует высокой сознательности и организованности, что по плечу только партии. Марксистская партия — ведущая и организующая сила гегемонии пролетариата.
В. И. Ленин развил марксистские взгляды о социальных корнях оппортунизма, о характере и значении борьбы в рабочем движении и в партии. В начале XX века и особенно после революции 1905—1907 годов обострилась борьба революционных и оппортунистических элементов в рабочем движении. Эта борьба имела глубокие классовые корни. Обострение столкновений труда с капиталом, успехи рабочего движения привели к усилению борьбы буржуазии против пролетариата. Буржуазия ищет пути проникновения в рабочее движение, способы подчинения его своему влиянию. Против идей классовой борьбы и социалистической революции она выступает с идеями соглашения классов и социальных реформ. Эти буржуазные идеи несут в рабочий класс оппортунисты.
Пролетариат не изолирован от других классов. Он соприкасается с мелкой буржуазией, непрерывно пополняется за счет мелкобуржуазных слоев, разоряемых крупным капиталом. Буржуазия систематически подкупает и развращает верхушку рабочего класса, которая по образу жизни приближается к мелкой буржуазии. Мелкобуржуазные элементы — проводники буржуазного влияния в рабочем движении. Это влияние проявляется двояко: открыто — в прямой проповеди соглашения рабочего класса с буржуазией; прикрыто — в «левой» фразе, отрицающей необходимость гибкой тактики и использования всех возможностей в революционной классовой борьбе пролетариата. Отсюда возникает борьба революционеров на два фронта против оппортунистов всех разновидностей, как правых, так и «левых».
Борьба с оппортунизмом есть закономерность рабочего движения. Она является важнейшим условием подготовки социалистической революции и ее победы. Без решительной борьбы революционных марксистов против оппортунистов невозможно развитие пролетарской партии. Политика мирного «сожительства» революционеров и оппортунистов в одной партии на деле ведет к победе оппортунизма. Поэтому партия должна быть непримирима не только к оппортунистам, но и к тем, кто, подобно центристам, зовет к примирению с ними. Партия укрепляется тем, что очищает себя от оппортунистических элементов. Ленин указывал, что «социальную революцию пролетариата нельзя себе и представить без этой борьбы, без ясной принципиальной размежевки» революционеров и оппортунистов перед этой революцией, «без полного разрыва оппортунистических, мелкобуржуазных, и пролетарских, революционных, элементов новой исторической силы во время этой революции» (т. 20, с. 306).
На богатейшем опыте Ленин раскрыл важнейшее значение деятельности партии для подготовки революции. Революция в России показала, что ее созреванию серьезно способствовали годы упорной борьбы партии за организацию и политическое просвещение масс. Обобщая опыт революции, Ленин писал:
«Долгая, невидная работа руководства всеми проявлениями классовой борьбы пролетариата, работа созидания прочной, выдержанной партии предшествовала взрыву действительно массовой борьбы и обеспечила условия превращения этого взрыва в революцию. И теперь пролетариату, как передовому борцу народа, надо укрепить свою организацию, соскрести с себя всякую плесень интеллигентского оппортунизма, сплотить свои силы для такой же выдержанной и упорной работы» (т. 16, с. 124).
Ленинские идеи освещали ярким светом великой цели самоотверженную работу большевиков в глухую ночь столыпинской реакции.